Профилактика семейного неблагополучия

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием ребенка  в семье  никто не занимается, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  •  Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  •  Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.  К психической форме насилия относятся: - открытое неприятие и постоянная критика ребенка; - угрозы в адрес ребенка в открытой форме; - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; - преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; - ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся: - отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех; - наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы; - безработица, постоянные финансовые трудности; - постоянные супружеские конфликты; - статус беженцев, вынужденных переселенцев; - низкий уровень культуры, образования; - негативные семейные традиции; - нежелательный ребенок; - умственные или физические недостатки ребенка; - «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!!

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. - Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор. - Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится. - Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания. - Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Помните, что ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

 

свернуть

Навыки личной безопасности ребенка

Навыки личной безопасности ребенка

Предупреждать детей об опасности – обязанность родителей. Каждый родитель должен хорошо знать, как и о чем говорить с детьми разного возраста. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации.

С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

Для этого нужно ребенку навсегда усвоить «Правила четырех «не»:

  1. Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом;
  2. Не заходи с ними в лифт или подъезд;
  3. Не садись в машину к незнакомцам;
  4. Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

Очень важно объяснить ребенку, что незнакомец – это любой человек, которого не знает сам ребенок.

ДОМА:

- Никогда не впускай в квартиру незнакомого человека. Если звонят или стучат в дверь, не подходи и не спрашивай, кто пришел. У родителей есть ключи, и они откроют дверь сами.

- Ни в коем случае не открывай дверь лицам, представившимся почтальоном, врачом, полицейским, сантехником, электриком, знакомым родителей, даже если они станут уговаривать.

- Покидая квартиру, посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они уйдут.

- Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

НА УЛИЦЕ:

- Выходя из дома, всегда предупреждай, куда ты идешь, где будешь и во сколько ты вернешься. Если возвращаешься домой поздно вечером, проси, чтобы тебя встретили.

- В общественном транспорте садись ближе к водителю, чтобы он мог тебя видеть. Не вступай в разговоры с незнакомыми пассажирами, не рассказывай куда едешь и где живешь.

- Если необходимо пройти в темное время суток, постарайся идти вместе с людьми. Переходи улицу по подземному переходу в группе людей.

- Не ходи в отдаленные и безлюдные места, не играй на стройках и в заброшенных домах.

- Если показалось, что кто-то тебя преследует, необходимо незамедлительно проследовать в людное место, обратиться к взрослому.

- Увидев впереди шумную компанию или пьяного, перейди на другую сторону улицы или измени маршрут, при этом не следует вступать в конфликты.

- Добирайся до дома только известным транспортом (троллейбусом, автобусом, маршруткой), никогда не останавливай чужую машину и не садись сам, если предлагают подвезти.

- Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу, магазин, аптеку, не выполняй никакие просьбы водителя.

- Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

- Если незнакомец просит пойти с ним и позвонить в квартиру, потому что ему не открывают, а тебе откроют – не ходи!

- Не иди с незнакомым человеком, если он предлагает угостить тебя конфетами, посмотреть животных, поиграть в компьютер, не бери у него напитки и прочую еду.

свернуть

Экстренная психологическая помощь

Защита прав и законных интересов воспитанников

Совет профилактики осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением  о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21732617&p1=1

Основными задачами совета профилактики являются:

осуществление контроля за организацией воспитательной и профилактической работы в учреждении образования;

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;

обеспечение комплексного коллегиального подхода по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

создание условий для социально-педагогической поддержки обучающихся, находящихся в социально опасном положении;

разрешение конфликтных ситуаций в коллективе несовершеннолетних и их предупреждение.

Совет профилактики осуществляет следующие функции:

рассматривает поступившую информацию о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

принимает решение о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении;

организует индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, указанными в части первой статьи 5 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), за исключением несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних;

анализирует выполнение индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

отменяет решения о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении в случае устранения причин, повлекших признание детей находящимися в социально опасном положении;

принимает меры по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;

осуществляет анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними, обучающимися в учреждении образования, нарушению их прав и законных интересов;

координирует проводимую в учреждении образования работу по вовлечению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, в объединения по интересам для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

принимает участие в пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних, их родителей, опекунов (попечителей);

осуществляет иные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

свернуть

Служба экстренной психологической помощи

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"     

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» действует при РТЦСОН. Желающие могут бесплатно и анонимно получить консультацию психологов, которые постараются помочь разобраться в кризисной ситуации и наметить конкретные шаги по выходу из нее, проинформируют о других учреждениях и организациях для дополнительного обращения за помощью.

  • если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, связанной с насилием в семье,
  • Вам и Вашим детям необходима помощь,
  • Вам нужно выговориться - звоните: «Телефон доверия» психологической службы в Молодечно +375176-74-66-20, 8:00 – 17:00. Круглосуточный доступ в "кризисную" комнату осуществляется по телефону +37529-102-07-22

    «Телефон доверия» службы экстренной психологической помощи в Минске +375 017 202-04-01, круглосуточно.

Основными принципами работы телефонного консультанта являются постоянная доступность (люди, которые нуждаются в помощи, должны иметь возможность получить её в любое время суток), анонимность звонка (звонящий имеет право не называть своё имя), уважение по отношению к звонящему (абонент принимается таким, какой он есть; любые формы давления на клиента со стороны консультанта абсолютно недопустимы) и защита звонящего (консультантами являются люди, прошедшие отбор и профессиональную подготовку, которые обязаны постоянно повышать свою квалификацию). 

   Также в Молодечненском РТЦСОН функционирует "кризисная комната", в которой женщина с детьми на безвозмездной основе может получить временный приют.

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ "ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ" 

свернуть

Гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Не оставляйте детей без присмотра

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НЕДОПУСТИМО ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА!

ВЫ НЕСЕТЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ!

  В соответствии со статьей 68 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье родители обязаны воспитывать детей и осуществлять уход и надзор над ними. При оставлении без присмотра несовершеннолетних в подобных случаях в действиях родителей могут также усматриваться формальные признаки статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности».

  Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» (https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900275) – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ» (https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900275)

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо не сообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
  2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
  3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Каждый родитель должен:

  • знать, где находится его ребёнок;
  • сопровождать в период с 23.00 до 6.00 часов детей в возрасте до 16 лет, находящихся вне жилища, либо обеспечить их сопровождение совершеннолетними лицами (статья 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).

  Неисполнение указанной обязанности влечет наложение штрафа на родителей до 2 базовых величин, повторно – до 5 базовых величин (статья 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

свернуть

Профилактика семейного неблагополучия

Семейное неблагополу­чие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей.

          Основные причины семейного неблагополучия и их профилактика

      В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

  В неблагополучной семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:

  • недостаточная забота;
  • неправильный уход и питание;
  • физическое и сексуальное насилие;
  • игнорирование душевного мира и переживаний

    Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
 Именно поэтому в нашем учреждении постоянно проводится работа по профилактике семейного неблагополучия.

 

свернуть

Жизнь без конфликтов

Жизнь без конфликтов

 
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть